Профилактика нарушения зрения у школьников

За последние десятилетиязначительно возросло число лиц, страдающих нарушениями зрения: около 1миллиарда жителей нашей планеты носят очки, каждый четвертый вразвитых странах - близорукий. Дефицит движений, нерациональное питание снедостаточным содержанием витаминов и минералов, чрезмерные информационные изрительные нагрузки  приводят к серьезнымнарушениям обменных процессов и развитию заболеваний, в том числе органов зрения.

Возраст поступления ребенка в школусовпадает с периодом функциональной неустойчивости органа зрения. Более того,уже 4-5% детей имеют проблемы со зрением и носят очки до начала периодаобучения. В то же время, учебный процесс связан со значительным возрастаниемнагрузки на глаза: объем зрительной нагрузки умладших школьников  в среднемсоставляет  5-7 ч в день (30-42 ч внеделю), у школьников среднего и старшего возраста — 8-10 ч в день (48-60 ч внеделю). Если ребенок к тому же редко бывает на свежем воздухе,малоподвижен, ослаблен частыми заболеваниями, то он входит в группу повышенногориска развития зрительных расстройств.

Наиболее часто в школьном возрасте встречаются такие формынарушений зрения, как спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость иастигматизм.

При спазме аккомодации отмечаетсязрительное утомление приработе на близком расстоянии, рассматривание удаленных предметов сопровождаетсясильным напряжением зрения.

Чаще всего в школьные годыразвивается близорукость (миопия),что связано, главным образом, с длительной зрительной работой на близкомрасстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при неправильном освещении.Вследствие этого происходит нарушение кровоснабжения и возникаютизменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению в длину. В результатеребенок плохо видит далеко расположенные предметы и текст на классной доске, ипытается исправить ситуацию, прищуриваясь или надавливая на глазное яблоко.  К сожалению,начиная  отмладших классов к старшим, возрастает как числострадающих близорукостью учащихся, так и степень выраженности заболевания.Первые признаки близорукости также нередко отмечаются после некоторыхинфекционных болезней (корь, скарлатина, дифтерия, тяжелые острые респираторныевирусные инфекции, грипп). Часто встречается близорукость у детей с хроническимизаболеваниями (ревматизм, заболевания почек, туберкулез).

Дальнозоркость - врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока.При этом снижается острота зрения на близком расстоянии, возникает быстраяутомляемость глаз и боли, связанные со зрительной работой.

Астигматизм связан снарушением степени кривизныроговицы и проявляется ухудшением зрения как наблизком, так и на дальнем расстоянии, снижением зрительной работоспособности,болезненными ощущениями в глазах при работе на близком расстоянии.

Для профилактики возникновения и прогрессирования нарушенийзрения у детей школьного возраста особое значение имеет соблюдение элементарныхгигиенических правил: рациональное построение учебного дня в школе, организациязанятий и отдыха во внешкольное время, правильное питание, включающеедостаточное количество витаминов. 

Крайне важно обеспечить хорошую освещенность. Наиболее благоприятной для зрительной работы является естественнаяосвещенность в пределах от 800 до 1200 лк, если используется искусственноеосвещение, оно должно быть  равномерным,не создавать на рабочих поверхностях резкие тени и блики. Настольную лампу нарабочем столе ребенка надо располагать слева (для правшей, для левшей -справа), лампочка обязательно должна быть прикрыта абажуром светлых неяркихоттенков, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Оптимальная мощностьлампы составляет 60-80 ватт. Для того, чтобы несоздавался резкий переход при переводе взгляда с освещенной тетради или книги ктемноте комнаты, помимо местного освещения необходимо включать и  общее освещение в комнате  Резкий контраст быстро утомляет — появляютсячувство напряжения и рези в глазах. При длительной зрительной работе в условияхпостоянного контраста освещенности развивается стойкий спазм аккомодационноймышцы, приводящий в дальнейшем к формированию близорукости.

Для улучшения освещенности в условиях школы,  стены и поверхности столов в классныхкомнатах следует окрашивать в светлые тона, регулярно мыть оконные стекла, неставить на подоконники  высокие цветы ипредметы, закрывающие доступ света. При рассаживании учащихся надо учитывать,что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурнойпогоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях,необходимо каждое полугодие пересаживать их на другой ряд парт, оставляя наодинаковом расстоянии от классной доски.

В школьном возрасте нужны систематические занятияфизическими упражнениями, направленными не только на развитие физическихкачеств и обеспечение двигательных действий, но и на развитие культурыдвижений, профилактику заболеваний. Занятия физкультурой и спортом обеспечивают улучшение деятельностивсех органов и систем, стимулируют обменные процессы в организме, чтоположительно воздействует на зрение.

В последние годы появилсядополнительный фактор, способствующий развитию зрительных нарушений – введениев программу школьного обучения информатики, а также широкое использованиеперсональных компьютеров в быту. Работа за компьютером является серьезнойнагрузкой не только на органы зрения, но и на весь организм в целом. Многиедети часами просиживают за монитором, целиком поглощенные компьютерными играми.Особенно вредны всевозможные «стрелялки» - игры с частыми сменами кадров,мелькающими световыми и цветовыми эффектами. Вместе с тем, оптимальное времянепрерывной работы за компьютером не должно превышать 25-30 минут длястаршеклассников и 10 минут для младших школьников. После этого обязателенперерыв на 10 минут для разминки и гимнастики для глаз.

Для профилактики нарушенийзрения при работе за компьютером рекомендуется использовать специальные очки сантибликовым покрытием, которые делают изображение более четким, без отблескови подавляют вредную часть синего спектра света монитора. Кроме того, можноиспользовать специальные капли – заменители слезы (лакрисин, слеза натуральнаяи др.).

Чтобы сохранитьострое зрение в течение всей жизни необходимо соблюдать ряд несложных правил:

Обеспечить себе здоровый и достаточныйпо времени сон.

Правильно питаться. Людям сослабленным зрением необходимо употреблять продукты, богатые  витаминами, среди которых особое значениеимеют:

витамин В2 (рибофлавин), улучшающий цветоразличение и ночное зрение.  Характерными признаками его дефицита ворганизме  являются трещины в углах рта,снижение аппетита, слабость, апатия, головная боль, ощущение жжения кожи, резьв глазах. Источниками витамина В2 служат цельноемолоко, простокваша, ацидофилин, кефир, сыр, постное мясо, печень, почки,сердце, пекарские и пивные дрожжи, грибы.

витамин А, при  недостатке которого страдает сумеречноезрение («куриная слепота»), поражается роговица глаза, в запущенных случаях развивается ксерофтальмия (сухость глаза).Витамин А содержится в сливочном масле, цельноммолоке, яичном желтке, печени (особенно в печени рыб). Морковь, шпинат, салат,щавель, зелень (как культурная, так и дикорастущая), а также плоды шиповникабогаты  бета-каротином – предшественникомвитамина А, который образуется в организме человекапри употреблении этих продуктов (в сочетании с жирами – растительным маслом,сметаной, т.к. этот витамин относится к группе жирорастворимых).

В рационе близоруких детей должны быть:

  • Морковь -богатый источник бета-каротина;
  • Черника -свежая и сухая черника повышает остроту зрения, снимает усталость глаз иулучшает сумеречное зрение. Целебные свойства черники объясняются наличиембиофлавоноидов, способствующих питанию сетчаткиглаза;  
  • Красный сладкийперец и шпинат - источники лютеина, который, подобно солнечным очкам, защищаетсетчатку. Надо только помнить, что при тепловой обработке лютеин разрушается,поэтому эти продукты нужно есть в сыром виде;
  • Кукуруза,апельсины, манго и персики - богаты зеаксантином, который, как и лютеин,защищает сетчатку и предотвращает помутнение хрусталика;   
  • Рыба - содержитмного таурина, ненасыщенных жирных кислот и витамина Е,предупреждающих излишнюю сухость глаз;
  • Шиповник -признанное профилактическое средство при дистрофии сетчатки.    
  • Цитрусы -витамин С необходим для защиты глаз от инфекций, атакже для предотвращения возрастных заболеваний.

Дополнительно можно применятьфармацевтические препараты, способствующие улучшению зрения.  Полезны для глаз комплексные поливитаминныепрепараты «Триовит», «Аевит», «Миртилен-форте», в которых витамины сочетаются смикроэлементами (цинком, кальцием). В аптечной сети есть также пищевыебиодобавки и витамины с черникой  -«Фиточерника», «Черника-форте», Стрикс-кидс, Стрикс-отличник и т. д.

Улучшать  кровоснабжения  глаз. Главной причиной нарушения зрения у детей и подростков является ростзрительных нагрузок и как следствие - утомление глаз. При этом происходитзамедление кровотока в органе зрения. В такой ситуации необходимо воздействоватьна питание глаз как за счет улучшения общего кровотока (прогулки, физическиеупражнения), так и кровоснабжения глазного яблока и циркуляции внутриглазнойжидкости. Хороший эффект дает специальная гимнастика для глаз.

Комплекс упражнений для младших школьников

  • Быстропоморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти.Повторить 4 - 5 раз.
  • Крепкозажмурить глаза, считая до трех, открыть их и посмотреть вдаль, считая до пяти.Повторить 4 - 5 раз.
  • Вытянуть правуюруку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениямиуказательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 -5 раз.
  • Смотреть науказательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потомперевести взгляд вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
  • Исходноеположение - сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять рукивверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, затем руки опустить.Повторить 4 - 5 раз.

Комплекс упражнений для учащихся 5-11 классов

  • Сидя,откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышкестола, - выдох. Повторить 5 - 6 раз.
  • Сидя,откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затемоткрыть. Повторить 5 - 6 раз.
  • Сидя, руки напоясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться висходное положение. Затем проделать то же самое влево. Повторить 5 - 6 раз.
  • Сидя. Делатькруговые движения глазами сначала вправо, затем - влево. Повторить 5 - 6 раз.
  • Сидя, рукивперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Вдох. Следить заруками, не поднимая головы. Руки опустить. Выдох. Повторить 4 - 5 раз.
  • Сидя. Смотретьпрямо перед собой на классную доску 2 - 3 секунды, затем перевести взгляд накончик носа на 3 - 5 секунд. Повторить 6 - 8 раз.
  • Сидя, закрывглаза. В течение 30 секунд массировать веки кончиками указательных пальцев.

Народная мудрость, проверенная веками, гласит: «Берегиплатье снову, а здоровье - смолоду». Так и профилактика любых отклоненийздоровья наиболее эффективна на начальном этапе заболевания или до еговыявления. Не пренебрегайте простыми житейскими советами, берегите зрение!

Заведующий отделением информационного

обеспечения населения ГУ РЦГЭиОЗ

А.В.Лагун